🏆 Кубок Победы 🇷🇺 Оружие Победы 🇷🇺

Как мы сообщали раннее, в этом году на четвертом традиционном турнире по мини-футболу «Кубок Победы» среди мужских и юношеских команд, посвящённом 73-ей годовщине Победы в Великой Отечественной войне, команды-участницы взяли в название значимые орудия Великой Отечественной войны, с помощью которых была выкована Победа!

Сегодня мы расскажем про линейный корабль «Полтава», команда «Самсон — линкор «Полтава» с честью отстаивает это название.

«Полтава» — линейный корабль военно-морского флота России класса «Севастополь», участвовал в Первой Мировой Войне. 24 ноября 1919 г на корабле началось возгорание нефти, что привело к сильным повреждениям, которые стали фатальными для линкора и навсегда изменили его судьбу. 1 января 1926 г линкор переименовали в «Фрунзе».

После Русско-Японской войны, в которой Россия потеряла почти все свои балтийские и тихоокеанские линкоры, встала задача возрождения линейного флота. В связи с этим в 1906 г. Главный морской штаб разработал задание для проектирования нового линкора для Балтийского моря. Для этого подготовили девять пред-эскизных проектов кораблей водоизмещением до 20 000 т., со скоростью до 22 узлов и вооружением из восьми – девяти 305-мм орудий главного калибра. Дальнейшего развития проекты 1906 г. не получили, из-за неясности задач Балтийского флота и неясности с финансированием будущей судостроительной программы. По мере решения данных задач, Главный морской штаб приступил к разработке уточненных требований. Так после “цусимского” опыта, кардинально изменились взгляды на концепцию бронирования. Во время войны Японцы использовали фугасные, а не бронебойные снаряды, особенно эффективные при стрельбе по слабо бронированным и не бронированным целям. Отсюда возникла необходимость в сплошном бронировании надводной части борта.

В декабре 1907 г. утвердили окончательные требования к кораблю, количество 305-мм орудий достигло 12, 120-мм – 16. В конце 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линкора для Российского флота. Первое место заняла работа Балтийского завода.

В конце октября по требованию Главного морского штаба в проект внесли изменения. Увеличили наибольшую скорость хода до 23 узлов, усилили бронирование нижнего и верхнего пояса. Для обеспечения экономического хода, в составе энергетической установки появились дизели, хотя от них в дальнейшем отказались.

9 апреля 1909 г. в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект, а в мае было принято решение о начале строительства линкоров, головному кораблю присвоили имя «Севастополь». Всего было построено четыре корабля данного класса: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут».

Вооружение главного калибра линкоров класса «Севастополь» состояло из двенадцати 305-мм орудий 52 калибра размещенных в четырех трех-орудийных башнях. Башни были расположены в линейной плоскости по одной в носу и корме и две в средней части корпуса. Углы возвышения составляли от -5 до 25 градусов. Скорость стрельбы орудий составляла 1,5- 2 выстрела в минуту. Данные орудия могли вести огонь 470,9-кг бронебойными и фугасными снарядами, а так же 331,7-кг шрапнельными снарядами. В 1928 г на вооружение поступили облегченные 314-кг фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы при ведении огня 470,9-кг снарядами составляла 24 400 м, а при использовании 314-кг фугасного снаряда – 34 400 м. Однако при ведении огня шрапнельным снарядом максимальная дальность стрельбы составляла 22 200 м.

Боекомплект составлял 100 снарядов к каждому орудию. Снаряды располагались в погребах под башнями главного калибра. При этом погреба носовых и кормовых орудий не вмещали весь боекомплект, поэтому часть снарядов размещалось в запасных погребах. Из-за чего снижалась скорость стрельбы носовых и кормовых орудий.

Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 120-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах на средней палубе. Углы возвышения составляли от -10 до 20 градусов (в других источниках встречаются данные, что угол возвышения составлял от -10 до 25 градусов). Данные орудия могли вести огонь фугасными, шрапнельными и осветительными снарядами. Фугасных снарядов на вооружении линкора было три: 29,48-кг образца 1907 г, 28,97-кг образца 1911 г и 26,3-кг образца 1928 г. В зависимости от снаряда варьировалась максимальная дальность стрельбы 10 400 м, 13 900 м и 17 000 м соответственно. Шрапнельные снаряды были только 20,7-кг и имели максимальную дальность стрельбы 10 600 м. Дальность стрельбы приведена при угле возвышения в 20 градусов. Скорострельность орудий составляло семь выстрелов в минуту. Боезапас составлял 300 снарядов к каждому орудию.

Ситуация с зенитным вооружением линкоров не однозначна. Согласно информации приведенной в журнале “Первые линкоры красного флота”, по проекту зенитное вооружение линкоров должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах башен главного калибра №1 и №4. Однако из-за нехватки данных орудий, на момент вступления в строй на линкорах «Гангут» и «Петропавловск» было установлено два 63,5-мм орудия и одно 47-мм орудие, а на линкорах «Севастополь» и «Полтава» — два 75-мм орудия и одно 47-мм орудие. Однако судя по сохранившимся фотографиям линкоров периода 1914 – 1916 гг, на концевых башнях главного калибра не было зенитного вооружения.

Так же линкоры были вооружены четырьмя подводными траверзными 450-мм торпедными аппаратами. Торпедные аппараты предназначались для самообороны линкора при выходе из строя артиллерии.

Линкор «Полтава» вступил в строй 17 декабря 1914 г на внутреннем рейде Гельсингфорса и входил в состав 1-й бригады линейных кораблей. Бригаде ставилась задача не допустить прорыва германских кораблей в Финский залив. Однако германский флот таких попыток не предпринял. Поэтому в октябре 1914 г 1-я бригада получила приказ, готовится к встречному бою. При этом новым линкорам класса «Севастополь» разрешалось действовать только в Финском заливе.

Согласно плану боя силы флота делились на шесть маневренных групп. Линкоры «Севастополь» и «Полтава» входили во 2-ю маневренную группу усиленную крейсером «Россия». Линкоры должны были вести огонь орудиями главного калибра по главным силам неприятеля, а противоминным калибром – по тральщикам. Весной 1915 г. новые линкоры занимались интенсивной боевой подготовкой.

В августе 1915 г германские силы предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, хотя вторая попытка была успешной, немцам все равно пришлось покинуть залив. В результате бои показали слабость русских сил в Рижском заливе, командование разрешило использовать линкоры класса «Севастополь» в Балтийском море. До декабря 1915 г линкоры выходили в море для осуществления прикрытия эсминцев занимающихся постановкой минных полей. Случались и происшествия, в Финском заливе кораблям было тесно и они то попадали на мель, то ударялись днищем о дно.

В начале 1916 г вышла директива запрещающая действовать новым линкорам в Балтийском море, теперь разрешение на выход могла дать только Ставка. До 1917 г все линкоры класса «Севастополь» бездействовали и простояли на рейде Гельсингфорса. В конце февраля 1917 г на линкорах были подняты красные флаги. Во время захвата Германией Моонзундских островов линкоры 1-й бригады находились в состоянии боевой готовности, но в море не выходили. Война для их экипажей уже закончилась.

По условиям Брестского мира Советское правительство обязалось вывести свои корабли из портов Финляндии. Первый отряд в составе 1-й бригады вышел 12 марта 1918 г. В составе бригады находились линкоры: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск», «Гангут», крейсера: «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец». В Кронштадт бригада прибыла 17 марта. Впоследствии весь 1918 год линкор бездействовал.

В конце октября линкор перевели из Кронштадта в Петроград и поставили на длительное хранение. Оставшийся личный состав перевели на линкор «Петропавловск».

24 ноября 1919 г на линкоре «Полтава», из-за недосмотра вахтенных возник серьезный пожар. Для зимнего хранения на корабле были осушены водяные системы, электроэнергия должна была подаваться с берега, а для отопления помещений действовал только один котел носового котельного отделения. Работавшие при свечах и керосиновых лампах кочегары, не заметили, что из-за неплотно задраенной горловины нефтехранилища в трюм поступает мазут. Когда плававшее на поверхности воды топливо достигло уровня топки котла, в кочегарке возникло обширное возгорание. Несмотря на прибытие городских пожарных, спасательного судна и двух ледоколов, пожар длился 15 часов.

От огня пострадали смежные с носовым котельным отделением помещения, в частности, центральный артиллерийский пост и броневая труба проводов под ним, носовая боевая рубка, одна из электростанций и коридоры проводов. Так же был залит водой центральный пост и погреба носовой башни главного калибра.

Восстановление линкора в условиях разрухи 1920-х г Командование Морских сил признало не целесообразным. Его решили разоружить и передать введенье Морского научно-технического комитета. Оборудование, механизмы, трубопроводы и т.п. решили использовать для восстановления и ремонта трех других линкоров. 2 сентября 1924 г с корабля снималось оставшееся артиллерийское вооружение.

Учитывая состояние линкора, Оперативное управление штаба предложило переоборудовать его в авианосец, но из-за состояния экономики и промышленности не позволило реализовать эту прогрессивную идею. Весной 1925 г встал вопрос о вводе в строй всех четырех линкоров класса «Севастополь». Уже в июне 1925 г М.В. Фрунзе санкционировал восстановление линкора «Полтава», после чего начались работы по восстановлению корабля. До середины февраля 1926 г Балтийский завод освоил 300 тыс. руб., а затем кредит иссяк.

1 января 1926 г линкор переименовали в «Фрунзе».

26 ноября 1926 г в соответствии с шестилетней “Программой строительства Морских сил РККА” восстановление линкора переносилось на 1927/28 – 1931/32 операционные годы.

17 декабря 1928 г при корректировке шестилетней программы из нее были исключены работы по восстановлению линкора «Фрунзе».

Между тем, после перевода на Черное море линкора «Парижская коммуна» и постановки на кардинальную модернизацию линкора «Марат», руководство Морских сил РККА снова подняло вопрос о линкоре «Фрунзе». В октябре 1930 г было разработано три варианта восстановления корабля:

В виде плавучей батареи с 16 старыми котлами.
Полное восстановление, совмещенное с модернизацией по типу линкора «Марат». Все работы должны были пройти в два этапа.
Превращение в линейный крейсер с установкой котлов от недостроенного крейсера «Измаил» и новых импортных турбин.
Между тем, в декабре 1930 г стало известно, что из-за сокращения ассигнований на флот работы по линкору «Фрунзе» не смогут начаться в 1931 г. В январе 1931 г к Ворошилову обратились за разрешением использовать оборудование линкора для других кораблей, а корпус сдать на слом, но был получен отказ. Вторичный запрос в нарком о судьбе линкора «Фрунзе» был в марте, на него снова ответили отказом. В это время на корабле шел демонтаж средних башен главного калибра, предназначавшихся для береговой обороны на Дальнем Востоке.

В апреле 1931 г появилось предложение перестроить корабль в трех-башенный линейный крейсер водоизмещением 26 000 т с машинно-котельной установкой мощностью 88 000 л.с. О нем доложили Ворошилову, следствием чего явилось включение работ по восстановлению и модернизации линкора «Фрунзе» в “Программу строительства Морских сил РККа на 1932 – 1935 гг”. Утверждая программу, Совнарком СССР 11 ноября 1931 г постановил отложить восстановление линкора на 1933 – 1934 гг.

В октябре 1932 г Управление кораблестроения выдало Конструкторскому бюро Балтийского завода заказ на разработку “детального эскизного проекта” перестройки линкора «Фрунзе» в линейный крейсер со скоростью 27 уз.

К марту 1933 г Конструкторское бюро Балтийского завода разработало эскизный проект линейного крейсера водоизмещением 27 000 т с тремя башнями главного калибра и 16 130-мм орудиями размещающихся в среднем двухъярусном каземате. После рассмотрения проекта было подписано решение о разработке нового проекта, отличающегося от предыдущего наличием двух двух-орудийных 100-мм зенитных орудий, трех двух-орудийных 45-мм автоматов, усиленным горизонтальным бронированием, с двух вальной механической установкой мощностью 120 000 л.с.

В июне новый проект был рассмотрен и Балтийскому заводу выдали задание на разработку общего проекта, по которому предусматривалось: доведение угла возвышения орудий главного калибра до 40 градусов, размещение 12 130-мм орудий в двух-орудийных башнях, перераспределение толщины брони, установка 533-мм траверзных не поворотных подводных аппаратов, использование главных механизмов мощностью 110 000 л.с.

11 июля 1933 г вышло постановление “О программе военно-морского строительства на 1933 – 1938 гг ”, по которому предусматривалась модернизация линкора «Фрунзе». Однако в соответствии с новой программой на Балтийском заводе предусматривалось строительство легких крейсеров, эсминцев, подводных лодок, поэтому возникли опасения, что работы по модернизации линкора могут им помещать. В конце 1934 г участь корабля как линейного крейсера была решена и в январе следующего года все работы по нему прекратились.

30 сентября 1935 г был получен приказ восстановить линкор «Фрунзе» в качестве плавучей батареи. Сразу было разработано и утверждено задание, по которому предполагалось восстановить корабль со всеми четырьмя башнями главного калибра, но лишь с шестью паровыми котлами работающих на нефтяном отоплении.

Балтийский завод переработал существующий эскизный проект: усилил бронирование средней палубы, добавил 100-мм зенитную артиллерию и для увеличения остойчивости добавил були.

После ознакомления с проектом Ворошилов постановил: “предоставить в правительство доклад по последнему варианту, работы начать в 1936 г”. Однако в это время началась гонка с проектированием новых линкоров, вскоре промышленности и флоту стало не до восстановления линкора «Фрунзе». Проектные работы по нему прекратились, а восстановительные даже не начинались.

9 июля 1939 г Главный Военный Совет ВМФ восстановление линкора не целесообразным и постановил демонтировать оставшееся на корабле оборудование на запасные части для линкоров класса «Севастополь».

К сентябрю 1939 г с линкора демонтировали боевую рубку, сняли башенные механизмы и приступили к разборке самих башен. В 1941 г корпус сдали в Отдел фондового имущества для разборки на металл и к началу войны его носовую оконечность успели разобрать. При буксировке Морским каналом осенью 1941 г корпус во время артиллерийского обстрела получил несколько пробоин и затонул вблизи бровки канала. Затонувший корпус был поднят в мае 1944 г. Окончательно корпус был полностью разобран на металл в 1946 г. Из 35 лет, прошедших после спуска корабля на воду, линкор находился в строю лишь четыре не полных года.

You may also like...